Понимание аутизма: мифы и реальность

Аутизм – это комплексное нейронное заболевание, которое влияет на восприятие, взаимодействие и общение. Это состояние появляется в раннем детстве и сопровождает человека всю жизнь. В мире все больше людей страдают аутизмом, и эта проблема требует большого внимания и понимания.

Что такое аутизм

Аутизм – это расстройство, которое затрагивает мозговую деятельность и влияет на развитие социальных, коммуникативных навыков. Аутизм – это нарушение психического развития человека.

Простыми словами, дети с аутизмом испытывают трудности в общении, понимании чужих эмоций и создании социальных связей. У них присутствуют специфические интересы и поведенческие особенности.

Историческая справка
Оксана Асокина
Психическое расстройство было описано и классифицировано в конце XIX в. Жаном Этьеном Домиником Эскрихом. Термин "аутизм" в своем современном понимании введен в 1943 г. американским психиатром Лео Каннером. В 1960 г. Бернард Римленд внес вклад в изучение заболевания. Он создал шкалу оценки аутистических симптомов. С тех пор научные исследования продвинулись, и появились специализированные методы диагностики и лечения.

Код МКБ

МКБ содержит отдельный раздел, посвященный заболеваниям аутистического спектра. Код МКБ-10 – F84.0. Он относится к расстройствам, которые проявляются нарушениями во взаимодействии с социумом, поведении и общении.

В МКБ входят связанные диагнозы:

  • атипичный аутизм;
  • синдром Аспергера;
  • другие глубокие расстройства развития;
  • глубокое расстройство развития, неуточненное.

Распространенность

Дети с аутизмом являются одной из наиболее затронутых групп населения, страдающих от расстройств развития нервной системы. Согласно данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), на 2023 год статистика по распространенности составляет около 1 случая на 160 детей в мире. Заболевание чаще диагностируется у мальчиков, чем у девочек, в соотношении 4:1.

Распространенность в России не имеет точной статистики. Считается, что число случаев в стране растет, и цитируется как один ребенок на 50-60 детей. Отсутствие точных данных связано с недостаточным уровнем осведомленности населения о расстройстве и с трудностями в диагностике аутизма.

Статистика аутизма
Число людей страдающих аутизмом неуклонно растет.

Факторы риска развития аутизма

Причины развития аутизма до конца не изучены. Исследования показывают, что есть факторы риска:

  • генетическая предрасположенность;
  • пренатальные условия (инфекции, недостаток кислорода, курение и употребление алкоголя во время беременности);
  • генетические синдромы (Даун, Фрагилы Х, Ангельмена);
  • отравление ртутью, свинцом.

Недостаток стимуляции нервной системы и социальная изоляция повышают риск развития аутизма у детей.

Классификация расстройств аутистического спектра

Классификация аутизма
Клинико-нозологические формы расстройств аутического спектра.

Расстройства аутистического спектра классифицируются:

  1. Аутизм. Характеризуется проблемами с социальной коммуникацией и поведением, включая ограниченные интересы и повторяющиеся рутины.
  2. Синдром Аспергера. Характеризуется сохранением развития речи и интеллекта.
  3. Дезинтеграционное расстройство. Проявляется у детей, у которых ранее наблюдалось нормальное развитие, но затем возникли проблемы с коммуникацией и поведением.
  4. РГДВ. Характеризуется нарушением внимания, гиперактивностью и импульсивностью.

Симптомы аутизма

Родители часто интересуются, как распознать симптомы аутизма. Раннее выявление признаков помогает адаптироваться к окружающей среде и улучшить развитие ребенка.

Симптомы аутизма у детей

На наличие расстройства указывают красные флаги:

  • ограниченность интересов и поведения:
  • склонность к повторению одних и тех же действий и занятий;
  • слабая способность к игре, связанной со социальным взаимодействием;
  • проблемы с коммуникацией:
  • затруднения в установлении контакта глазами;
  • слабая реакция на эмоциональные выражения и жесты;
  • ограниченный набор жестов и мимики для выражения эмоций;
  • отсутствие желания поддерживать беседу, монотонный или неадекватный тон голоса.
  • низкий уровень интеллектуального развития или проблемы в области обучения.
Симптомы аутизма у детей
Основные симптомы аутизма у ребенка.

У ребенка аутиста возникают проблемы с восприятием мира:

  • измененное восприятия звуков, запахов и вкусов;
  • частые приступы гнева или беспокойства;
  • нарушения сна и аппетита.

Признаки аутизма могут проявляться у детей в раннем детстве, до 3-х лет.

Симптомы аутизма у взрослых

К признакам РАС у взрослых относятся социальные трудности:

  • проблемы с установлением контакта с окружающими;
  • ограничение в использовании жестов и мимики;
  • узкие интересы и диапазон знаний;
  • затруднения в обучении;
  • нарушения восприятия или понимания общения.
Симптомы аутизма у взрослых
Признаки аутизма у взрослых людей.

Физические симптомы:

  • стереотипные движения и ритуалы;
  • избирательность в еде и других предпочтениях;
  • чувствительность к звукам, свету или запахам;
  • задержка речевого развития;
  • нарушения координации движений и баланса;
  • проблемы со сном.

При аутизме у взрослых могут возникать депрессия и тревожность.

Диагностика расстройств аутистического спектра

Диагностика расстройств аутистического спектра включает в себя оценку социальных и коммуникативных навыков, поведенческих особенностей. Обнаружение заболевания основано на наблюдениях, интервью и тестировании.

Как диагностировать аутизм у ребенка

Диагностика признаков аутизма у детей включает следующие шаги:

  1. Наблюдение за поведением ребенка: неумение устанавливать контакт, недостаток интереса, неспособность к имитации или подражанию, не комфортность в социальных ситуациях.
  2. Оценка развития: речевая задержка, ограниченный набор жестов и выражений лица, неумение играть с другими детьми.
  3. Интервью с родителями или опекунами: информация про развитие, поведение и интересы ребенка.
  4. Оценка по шкалам и тестам: ADOS, ADI-R, CARS, SCQ, GARS-2.

Тесты и опросники для выявления аутизма

Для выявления аутизма используются тесты и опросники:

  1. Autism Diagnostic Observation Schedule (ADOS) – структурированный тест используется для наблюдения за социальным взаимодействием, коммуникацией и поведением у детей и взрослых с высоким риском развития аутизма.
  2. Autism Diagnostic Interview – Revised (ADI-R) – стандартизованный опросник оценивает различные аспекты поведения и развития.
  3. Childhood Autism Rating Scale (CARS) – тест для определения уровня выраженности аутистических симптомов у детей от 2 до 6 лет.
  4. Social Communication Questionnaire (SCQ) – опросник заполняется родителями, и оценивает социальное взаимодействие и коммуникацию.
  5. Gilliam Autism Rating Scale – Second Edition (GARS-2) – опросник для оценки аутистических симптомов и поведения у детей и подростков.
Тесты для выявления аутизма
Шкалы оценки клинических проявлений аутизма.

Дифференциальная диагностика

Дифференциация РАС проводиться с:

  1. Детским расстройством речи (ДРР). Состояние, при котором у ребенка проблемы с развитием речи. При этом не наблюдается умственная отсталость и другие социальные нарушения.
  2. Детской шизофренией. Заболевание, имеющее схожие симптомы с РАС (ограниченные интересы и проблемы с социальным взаимодействием). При таком состоянии присутсвуют галлюцинации и бредовые идеи.

При диагностике РАС, важно проводить комплексную оценку симптомов и дифференциальную диагностику с другими возможными состояниями.

Как лечить аутизм

При диагнозе РАС полное излечение отсутствует. Но с помощью комплексного подхода и ранней диагностики можно помочь людям улучшить качество жизни и развить потенциал.

Методы лечения аутизма у детей

Каждый ребенок с расстройством аутистического спектра требует индивидуального подхода к лечению.

У каждого ребенка с аутизмом симптомы уникальны и требуют индивидуального подход с использованием:

  • поведенческой терапии;
  • речевого лечения;
  • терапией игрой;
  • подходов к обучению навыкам самообслуживания;
  • медикаментозного лечения.

Оптимальный план лечения должен быть разработан врачом-неврологом или психиатром вместе с родителями.

Лечение аутизма у взрослых

Лечение аутизма у взрослых включает в себя использование:

  • поведенческих и речевых терапий;
  • медикаментозное лечение;
  • тренировку социальных навыков;
  • альтернативных методов (йога, массаж, арт-терапия)

Важным фактором является поддержка социальной адаптации и развития навыков самоуправления. Эффективность лечения может быть повышена с помощью индивидуализированного подхода.

Прогноз и профилактика аутизма

Прогноз зависит от степени тяжести и индивидуальных особенностей пациента. Некоторые люди с аутизмом имеют нормальный интеллект и живут полноценной жизнью, в то время как другие нуждаются в постоянной помощи и поддержке.

Профилактика включает в себя раннее выявление и диагностику расстройства:

  • регулярные медицинские обследования для определения признаков;
  • развитие социальных и коммуникативных навыков;
  • обучение родителей и учителей техникам взаимодействия;
  • использование подходящих методов лечения и терапии.

Большинство людей с аутизмом живут полноценной жизнью, некоторые сталкиваются с осложнениями:

  • задержка развития речи.
  • социальная изоляция.
  • эмоциональные проблемы.
  • проблемы в поведении.
  • координационные нарушения.

Высокий болевой порог и особенности поведения препятствуют точной диагностике и лечению других заболеваний.

Частые вопросы

Как ощущает себя ребенок с аутизмом

Ребенок аутист испытывают трудности в общении, социализации и понимании окружающего мира. Они чувствуют себя изолированными, неспособными к взаимодействию и неуверенными в общении со сверстниками.

К какому врачу обращаться при подозрении на аутизм

При подозрении на аутизм, необходимо обратиться к педиатру или детскому неврологу. Они проведут первичную оценку ребенка и при необходимости направят на дальнейшие обследования к психиатру.

Возможно ли вылечиться от аутизма

Аутизм не поддается полному вылечиванию.

Ранняя диагностика, социальная и медицинская поддержка помогают улучшить навыки общения, поведения и самостоятельности.

Как помочь ребенку с аутизмом в семье

При раннем детском аутизме важно развивать социальные навыки. Родители должны следить за режимом дня, способствовать нахождению альтернативных способов выражения чувств и эмоций. Необходимо учитывать особенности поведения ребенка и не навязывать правила.

Использованная научная литература

  1. Мальцева, Н. И., Краснов, В. Н. (2019). Аутизм и другие расстройства аутистического спектра. Медицинский совет, 13, 104-110.
  2. Леонтьева, И. А. (2017). Особенности коммуникативных нарушений при аутизме и пути их коррекции. Неврология, нейропсихиатрия, психосоматика, 9(1), 41-45.
  3. Козлова, И. А. (2017). Психологические особенности пациентов с аутистическими расстройствами. Неврология, нейропсихиатрия, психосоматика, 9(1), 47-52.
  4. Гущин, В. С., Калинкина, О. С. (2016). Методы распознавания аутизма и других заболеваний психического спектра. Педиатрическая фармакология, 13(6), 32-37.
  5. Абрамова, Г. С. (2016). Принципы лечения детского аутизма в стационарных условиях. Педиатрическая фармакология, 13(6), 68-73.
Рейтинг
( 99 оценок, среднее 3 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психология отношений
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.