Что такое дислексия и как она проявляется у детей и взрослых

Иногда ребенок не может освоить чтение. Такое расстройство обучения называется дислексия — что это такое с точки зрения функций мозга и формирования речевых навыков, изучают логопеды, психолингвисты и нейропсихологи.

Что такое дислексия и почему возникает

Для того чтобы осмысленно читать текст, человеческий мозг согласует между собой зрительное и слуховое восприятие, движение органов речи, данные памяти, понимание смыслов. В норме эти процессы происходят на большой скорости.

При дислексии согласование нарушено. Человек неспособен читать быстро и без ошибок, понимать смысл в процессе чтения, запоминать пройденное, закреплять закономерности.
У человека с таким расстройством по генетическим причинам менее развиты те части мозга, которые отвечают за процесс соотнесения написанного и звучащего слова, а также написанного слова и его смысла. Полушария мозга при данной патологии менее согласованы.

К расстройству чтения могут приводить повреждения мозга, например из-за кислородного голодания плода. Способствует ему и неблагоприятные факторы среды, в том числе слишком поспешное обучение чтению.

Дислексия у взрослых в той или иной степени сохраняется даже после коррекции.

Классификация дислексии

Виды дислексии связаны со строением человеческой речи.

У слова есть элементы и функции, и умение пользоваться ими составляет языковой навык:

  • звукам слова и их сочетаниям (слогам) соответствует умение различать на слух эти элементы и повторять их точно так же своими органами речи;
  • письменным знакам звуков (буквам) соответствует умение соотносить видимые буквы со слышимыми звуками, превращать графемы в фонемы (читать) и наоборот (писать);
  • смыслу слов, указывающих на объекты мира, их действия и состояния, в уме соответствуют образы;
  • соединению слогов и слов (грамматике и синтаксису) соответствует умение сочетать их согласно взаимосвязям в предложениях и понимание функций соединительных элементов (приставок, окончаний).

Нарушениям процессов чтения букв, слогов и слов соответствуют разные типы расстройства.

Фонематическая

Трудность с превращением видимых букв в говоримые звуки — это фонематическая дислексия.

Фонемы — это звуковые элементы языка. При обучении ребенок осваивает их распознавание на слух и умение точно воспроизводить их с помощью органов речи. На письме фонемам соответствуют графемы, т. е. написанные знаки, поэтому дислексия нередко сопровождается дисграфией.

Умение читать включает в себя способность быстро, четко и правильно произносить фонемы в соответствии с графемами (звуки в соответствии с видимыми буквами).

Здоровому взрослому человеку знаком опыт естественной временной фонематической дислексии, которая возникает при изучении незнакомого языка. Поначалу чуждые звуки не различаются на слух. Например, итальянцы при изучении русского языка не воспринимают на слух разницу между «щ» и «ч». Но даже при различении на слух человек не всегда может произнести нужный звук.

Фонематическая дислекция

При расстройстве чтения ребенку этот навык дается с трудом или не дается уже в родном языке.

Семантическая

Трудность с восприятием смысла слова при чтении — это семантическая форма расстройства. При семантической дислексии человек не понимает смысл прочитанного. Этот тип дислексии проявляется как употребление человеком не подходящих по смыслу слов и медленное пополнение словарного запаса.

Семантическая дислекция

Аграмматическая

Проблема с сочетанием элементов слова характеризует аграмматическую форму расстройства.
При этом типе дислексии человеку трудно дается усвоение, обобщение и запоминание связей между членами предложения, правильное образование словосочетаний и частиц.

Аграмматическая дислекция

Аграмматизмы («красивые девочка», «едет в лошади») проявляются как в устной, так и письменной речи. В естественной форме они также знакомы взрослому человеку по изучению иностранного языка и речи иностранца. Они выглядят как неуместное использование предлогов и окончаний, путаница с числами и падежами, порядком слов в предложении.

Диагностика дислексии

Для постановки диагноза необходимо, чтобы нарушения наблюдались с детства и возникали на фоне нормального интеллектуального развития в других областях.

Расстройство обнаруживается не раньше, чем начинается обучение чтению. При этом возникают признаки дислексии:

  1. Ребенок не запоминает буквы, отстает в освоении азбуки.
  2. Чтение долго ограничивается произношением букв по очереди, проблемами с переходом на чтение по слогам.
  3. При произнесении звуков и слогов ребенок путает их, так что возникают повторяющиеся ошибки, неточности, замены одного другим.
  4. Ребенок ставит слова в предложении в неподходящие формы (неточно подставляет окончания, приставки) и не поправляет себя.

В паре с расстройством нередко идут другие особенности личности. Чаще всего диагностируются синдром дефицита внимания и гиперактивности, когда ребенок не может усидеть на месте и удерживать внимание на одном занятии, и эмоциональная нестабильность, при которой ребенок страдает немотивированными перепадами настроения.

Коррекция дислексии

Лечение дислексии осуществляет логопед.

У детей младшего возраста используются игровые задания на основе рисунков и вырезанных картинок, тренирующие узнавание букв. Эти упражнения интегрируются и в изучение других предметов. Используется пропевание слогов, поскольку для детей с дислексией затруднителен долгий выдох с одновременным произнесением звука. Применяются задания «найти букву», «закончить слово», «сложить буквы» из кубиков, «узнать буквы после зачеркивания», «узнать букву в зеркале».

У детей постарше корректирующие упражнения похожи на привычные задания по русскому языку. Отличия заключаются в количестве, длительности, детальности и интенсивности заданий. Ребенку может потребоваться около 1000 раз повторить разницу между приставкой «в» и «на» на примерах, прежде чем этот материал закрепится.

Эффективным методом считается изучение иностранных языков. Английский язык фонематически труднее русского, и работа с чтением английских слов облегчает освоение родного языка.

Выявление дислекции по Корнееву

В России одной из принятых методик лечения дислексии является система А. Н. Корнева.

Прогноз и профилактика дислексии

Без коррекции в дошкольном или младшем школьном возрасте прогноз расстройства неблагоприятный.

Без специальной подготовки такой ребенок не сможет осваивать школьную программу своевременно. Стресс от обучения у такого ребенка слишком выражен. Задания по времени и количеству труда требуют больше вложений, но результат не достаточно высок. Это влияет на мотивацию к обучению, общительность.

При изучении предметов, которые ребенку с дислексией даются хорошо, например математике или рисованию, много сил уходит на то, чтобы разобраться с текстом задания или задать вопрос.

При занятиях с логопедом успех коррекции может быть таким, что дети с дислексией заканчивают школы с углубленным изучением языков. Тем не менее выраженная форма иногда означает невозможность овладения словом на высоком уровне.

Профилактика дислексии и ее социальных последствий включает ориентацию школьника на те предметы, для которых язык имеет второстепенное значение. Люди с дислексией не уступают другим в интеллекте и могут иметь способности выше нормы в математике и творческих предметах.

Рейтинг
( 149 оценок, среднее 3 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психология отношений
Комментарии: 3
  1. Екатерина

    Определить есть ли у твоего ребёнка такие проблемы скорее всего возможно только когда он немного подрастет, а для этого необходимо конечно обращать внимание на то как ребёнок запоминает рисунки, буквы, ведь они уже с двух лет начинают развиваться, запоминать, говорить. У моей подруги такой случай, сейчас её сыну 11 лет, они постоянно занимаются, и самостоятельно и с логопедом. Я считаю что все можно изменить в пользу своего ребёнка, главное обращать на него больше внимания.

  2. Наталья

    Просто хочу добавить, что даже истинная дислексия и иже с ней — это не повод расстраиваться и замыкаться в себе. Порой слушаешь какого-нибудь пожилого специалиста, публициста, писателя, который много читает, общается и выступает, слышишь его парадоксальное косноязычие и понимаешь, что у обычного человека с таким интеллектуальным багажом и объемом регулярной активности в социуме это косноязычие быстро бы сошло на нет, еще на этапе школы. А здесь яркий пример подобных нарушений или недочетов головного мозга, которым человек кидает вызов каждый день, и окружающим это нравится, прощают ему за его личность, харизму и интересные труды.

  3. Олеся

    Я дипломированный лингвист, работающий с языками около 30 лет, но путаю звуки «б» и «д», причем добро б в латинице, там хоть буквы похожи, в русском. Пока не напишу — не могу решить, какую букву ставить. Актуально только для печатного текста, от руки пишу спокойно… вот что это? Элемент дислексии?

Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.